Полет человеческой мысли и грани человеческого воображения поистине безграничны. Разум и богатый внутренний мир человека, способны породить на свет небывалые шедевральные произведения, становящиеся частью нашей жизни. Человеку со времен седовласой древности присущи поиски эфемерного, волшебного и неземного в повседневной реальности. Мечты о возможном существовании параллельных миров с существами похожими на нас, великих цивилизаций и высокоразвитых рас, следуют с человеком на протяжении всей истории его существования. В философии подобные чаяния называются ностальгией по «утопическому месту», месту, где человек найдет покой, умиротворение и удовлетворение для своего тела и бессмертной души.
Каждый человек, каким бы он ни был консерватором и рационалистом в потаенных глубинах своей души, непременно мечтает и грезит о чем-то фантастическом, о чем-то великом и прекрасном. Невозможность сдерживать поток этих мыслей, и желание поделиться ими с окружающими, приводит к появлению художественных произведений: полотен, музыки или книг жанра фантастики или фэнтези.
Современная трактовка определяет фантастику как, стоящий особняком, жанр и метод творческого познания окружающего мира в литературе (как художественной, так и научно-популярной), кинематографе, живописи, музыке.
Характерной чертой фантастики является использование так называемого «фантастического допущения» являющегося волшебным, и с точки зрения науки невозможным нарушением границ пространства, времени, реальности, физических и биологических законов Земли. Фантастика также является прародительницей таких направлений как научно-популярная литература (научная фантастика), ужасы, магический идеализм и реализм, и, конечно же, фэнтези.
Моментом рождения любого фантастического произведения, является появление на свет фантастической идеи. Идея заключается во включении в произведение феномена, который невозможен в объективной реальности читателя. Именно этот, на первый взгляд незначительный атрибут, является основополагающим в формировании всего жанра, т.к. является носителем магии и волшебства, создает бесподобный антураж. Именно такой феномен принято называть «фантастическим допущением», являющимся по своей сути диктатурой человеческого воображения над реальностью.
Профессиональные писатели-фантасты разделяют фантастическое допущение на следующие типы:
1. Научно-гуманитарное – т.е. допущение в области религии, этики, истории, социологии, политики и т.д. Создание новых моделей сознания и человеческого общества. Такое допущение характерно для утопических и социально-фантастических произведений.
2. Естественнонаучное – сверхновые изобретения, машины, аппараты, открытие новых физических и биологических законов жизни Вселенной.
3. Футурологическое – перемещение во времени и пространстве. Путешествия в прошлое и будущее.
4. Фольклорное фантастическое допущение – описание в произведении мифических предметов или существ.
5. Миротворческое – создание полностью вымышленного мира, с вымышленными существами, природой, законами и т.д.
6. Мистическое – включение в произведение мистики и элементов ужаса, которое нельзя объяснить опираясь на научные знания.
7. Фантасмагорическое фантастическое допущение – описание событий и явлений, не подвергающихся объяснению при помощи здравого смысла, законов и логики.
Каждое из перечисленных допущений уникально и интересно по-своему. Некоторые авторы творят только в одном направлении, другие же напротив, предпочитают экспериментировать. Все зависит от выбора самого автора. Ведь именно от него, от силы его мысли и богатства воображения зависит судьба созданного им мира, его героев и всей его жизни.
Истинно, человеческое сознание уникально. В воображении одного, возможно незаметного окружающим людям человека, может зародиться и существовать целая Вселенная. И какое счастье, что каждый из нас наделен способностью, которая хоть и на время, но все же дает возможность уйти от повседневности и побыть в душе великим воином, сражающимся с огнедышащим драконом или заточенной в башне принцессой, томно вздыхающей о своем рыцаре..!